Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Леворукость, как и праворукость, яв-ляется одной из важнейших характеристик индивидуально-психологических различий людей, которую необходимо учитывать при решении широкого круга проблем. Между тем школьные учителя до сих пор не обладают достаточными знаниями об особенностях организации обучения леворуких детей.
В настоящее время число левшей постоянно растет. По приблизи-тельным данным, около 10 детей, которые приходят в первый класс, явля-ются левшами, тогда как 20-30 лет назад в классе вообще не было левору-ких детей или максимум 1-2.
Дети с ведущим правым полушарием очень эмоциональны и творче-ски одарены. Они хорошо рисуют, лепят и часто обладают абсолютным музыкальным слухом. Кроме того, у них отличная ассоциативная память. Левши используют свою собственную логику, поэтому они способны найти нестандартный выход из ситуации или необычное решение проблемы. В то же время правополушарным детям трудно воспринимать и запоминать буквы и цифры, концентрировать внимание, они долго вовлекаются в ра-боту, а также долго формулируют ответ. То есть, именно то, что требуется от ребенка в школе, дается им с трудом.
Современная психологическая и педагогическая наука предъявляет ряд требований к образовательному процессу, основанному на принципах личностно-ориентированного, дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся. При работе учитель должен учитывать состояние психической сферы всех учащихся на уроке, ориентироваться не только на праворуких, но и на леворуких детей: на особенности их высшей нервной деятельности, когнитивных процессов, эмоционального и личностного ста-туса, чтобы оптимизировать учебный процесс. В связи с этим актуальным является изучение особенностей личностного развития леворуких детей.
Цель исследования – изучение особенностей личностного развития леворуких детей в младшем школьном возрасте.
Объект исследования – феномен леворукости.
Предмет исследования – особенности личностного развития лево-руких детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы изучения особенностей развития леворуких детей младшего школьного возраста.
2. Организовать эмпирическое исследование психологических осо-бенностей личностного развития леворуких детей младшего школьного возраста.
3. Провести сравнительный анализ психологических особенностей личностного развития леворуких и праворуких детей младшего школьно-го возраста.
4. Разработать рекомендации для педагогов и родителей, способ-ствующие эффективному обучению леворуких детей.
Гипотеза исследования: предполагается, что могут быть выявлены особенности личностного развития леворуких детей младшего школьного возраста, а именно:
- у леворуких детей зрительная память развита хуже, чем у правору-ких;
- у леворуких детей узнавание развито лучше, чем, у праворуких;
- у леворуких детей эмоциональность выше, чем у праворуких.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, наблюдение, тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Методики исследования:
1. Система тестов на определение ведущей руки: «Переплетение пальцев», «Вращательные движения», «Аплодирование», «Бусинки в бу-тылку».
2. Методика «Уровень эмоциональной сферы личности» В.В Суво-ровой.
3. Методика диагностики зрительной памяти детей Д. Векслера.
4. Диагностическая методика «Узнай фигуры». Р.С. Немова.
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей развития леворуких детей младшего школьного возраста
1.1 Основные подходы к определению понятия «леворукость» в пси-хологии
Леворукость понимается как преобладающее использование левой руки, основанное на ее врожденной или вынужденной ведущей функцио-нальности. Особенность проявляется с раннего детства, дошкольного воз-раста. Левой рукой ребенок берет ложку, карандаш, игрушки, машет на прощание, наклоняется при вставании, преодолевая препятствия. У школьников проявляется феномен зеркальных движений, трудности в про-странственном восприятии, зрительно-моторной координации, ориентации "направо-налево", формировании навыков письма, счета, чтения.
Леворукость может быть врожденной или приобретенной в резуль-тате травмы. В основе лежит ведущая роль правого полушария в обеспе-чении произвольных движений. Леворукость следует отличать от левше-ства - устойчивого, неизменного типа организации центральной нервной системы, проявляющегося доминированием левой стороны тела – руки, ноги, глаза, уха. Не каждый леворукий человек является левшой. Распро-страненность варьируется в зависимости от возраста: до года она состав-ляет 47%, через 1-2 года – 29%, через 2-7 лет – 20%, после 8 лет – 2-8%. Преобладают представители мужского пола [18].
Доминирование правого полушария определяет склонность к твор-честву, а также конкретно-образный характер когнитивных процессов, способность ориентироваться в пространстве и выработку большого ко-личества решений любой проблемы. Левши впечатлительны, открыты для других, непосредственны в выражении чувств, часто действуют исходя из сиюминутного настроения, их легко расстроить. Левши испытывают труд-ности с переключением с одного вида деятельности на другой. Чтобы за-помнить новую информацию, они полагаются на свои визуальные и так-тильные ощущения. В трудных ситуациях левши могут совершать дей-ствия неосознанно. Левши гораздо больше подвержены стрессу из-за своей чрезмерной чувствительности и эмоциональности.
Левое полушарие обладает речемыслительное. Левая затылочная до-ля принимает, обрабатывает и сохраняет в своей памяти абстрактные, ко-довые знаковые системы (алфавиты, математические, дорожные знаки и т.д.). Задние верхние отделы левой височной доли дифференцируют при-знаки фонем языков, управляют речью. Левая височная доля хранит ин-формацию об услышанном высказывании в течение некоторого времени. Теменная доля хранит в своей памяти все навыки артикуляции и различе-ния сложных лексических единиц, синонимов и т.д. Левая лобная доля планирует речевую деятельность, организует синтаксис высказывания, ко-торое разворачивается во времени, предсказывает результат действия в ситуации, генерирует различные уровни речи и абстрактного мышления [2].
Леворукость формируется во время внутриутробного развития или является результатом травмы внутриутробного, послеродового периода. Наибольший интерес исследователей вызывает врожденная функциональ-ная асимметрия: выдвигаются теории о влиянии экологии, ультразвуковых исследований, уровня тестостерона беременной женщины. Наиболее под-тверждено участие следующих этиологических факторов:
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2014. – 490 с.
2. Аксюта, О. В. Левша или правша? – Витебск. : УО «ГЦВР», 2009. – 63 с.
3. Безруких М.Б. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екатеринбург, 2001. –320 с.
4. Брагинский, В. Мой ребенок – левша // Журнал семья и дети. – 2012. – №6. – С. 38-40.
5. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ, 2007. – 96 с.
6. Гусова А. Д. Эти невероятные левши // Психология, Пермь. – 2007. – №11. – С. 19-20.
7. Донскова Е.С. Понятие леворукости: к постановке проблемы // Вест-ник Кыргызско-Российского Славянского университета. – 2019. – Т. 19. – №2. – С. 131-135.
8. Дубровина И.В. Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационного общества. // Националь-ный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 6 – 16.
9. Загвязинский В.И. Теории обучения и воспитания: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 256 с.
10. Иваненкова Т.О. Феномен леворукости: этиология, особенности раз-вития и освоения письма леворукими детьми // Т.О. Иваненкова, Е.А. Колодовская // Научный аспект. – 2021. – Т.1. – №1. – С. 13-18.
11. Кабаева В.М. Особенности физиологического созревания и психиче-ского развития мальчиков и девочек. Различия в обучении и воспи-тании. – М.: МГППУ, 2007. – 11с.
12. Кулагина И.Ю. Младшие школьники особенности развития. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
13. Леутин В.П. Функциональная асимметрия головного мозга: мифы и действительность / В.П. Леутин, Е.Н. Николаева. – СПб.: Речь, 2005. – 368 с.
14. Майская А. Ребенок – левша: как достичь гармонии с «правым ми-ром». – СПб. : Питер, 2009. – 173 с.
15. Мухина В.С. Детская психология. – М. Книга по Требованию, 2013. – 272 с.
16. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси¬хологическое исследова-ние с элементами математической статистики. – 640 с.
17. Одилова Д. И. Психологические особенности леворуких детей в младшей школе // Молодой ученый. – 2021. – № 52 (394). – С. 310-313.
18. Постоева В.А. Современные нейропсихологические представления о феномене левшества / В.А. Постоева, В.П. Пахомов // Вестник Том-ского государственного педагогического университета. – 2010. – №2 (92). – С. 113-118.
19. Развитие психологии ребенка в общении со взрослыми и сверстника-ми. / под ред. Н. Е. Репиной. – М.: Эксмо, 2010. – 524с.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.
21. Семенович А.В. Эти невероятные левши. - Практическое пособие для психологов и родителей, 2008 г. – 250 с.
22. Соболева А.Е. Левши – особые дети?: учеб. пособие для родителей и педагогов / А. Е. Соболева, Л. М. Винникова. – М. : ЭКСМО, 2010. – 103 с.
23. Тришина С.Г. Особенности социально-психологической адаптации леворуких детей к обучению в общеобразовательной школе. В сбор-нике: Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития. – Материалы VII Между-народной научно-практической конференции. – Брянск, 2022. – С. 147-151.
24. Урунтаева Г. А. Детская психология. – М. : Академия, 2006. – 366 с.
25. Шумкина М.А. Личностно-ориентированный подход в обучении ле-воруких детей младшего школьного возраста // Начальная школа. – 2006. – №2. – С. 11-15.
26. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2011. – 383 с.